-
Алексей ВОЛКОВ: «ЗА СОВЕТАМИ К ГАЛЕЕВУ ХОЖУ ДО СИХ ПОР»
Ветерану дзержинского «Химика» Алексею Волкову, отыгравшему за родную команду девять сезонов, 12 июня исполняется 50 лет. Завершив игровую карьеру, он ушел из футбола, но через какое-то время вернулся в качестве детского тренера. До недавних пор Волков занимался с юными футболистами в СШОР «Салют», а в нынешнем году был назначен в спортивной школе начальником отдела футбола. В интервью пресс-службе ФК «Химик» юбиляр вспоминает события из своей футбольной биографии, а также делится впечатлениями от игры дзержинской команды, выступающей во второй лиге (дивизион «А»).
- Алексей Валерьевич, как вы пришли в «Химик», и насколько сложно было адаптироваться во взрослой команде?
- В 1992 году, попав 18-летним мальчишкой в команду «Химик», в которой играли такие «зубры», как Салават Галеев, Игорь Ершов, Михаил Вяхирев, я, конечно, поначалу испытывал определенный испуг, но Салават Асхатович, рядом с которым мне довелось играть, много подсказывал, помог адаптироваться во взрослой команде. За счет этого уже в первом сезоне я набрался определенного опыта и в следующем году стал действовать раскрепощеннее. Вот так и началась моя футбольная карьера в Дзержинске.
Но знакомство со взрослым футболом состоялось чуть раньше. В 1991 году я окончил Нижегородское училище олимпийского резерва. В спортивный интернат собирали действительно лучших, причем не только из нашего региона (в группе у нас было человек семь нижегородцев, остальные - приезжие ребята). Тем не менее, из всего выпуска в «Химик» никого не пригласили. Честно говоря, меня это сильно обидело. Я же с шести лет фанател, ходил на все домашние матчи «Химика», подавал мячи игрокам. А меня в родную команду не позвали…
Играть хотелось, и я на велосипеде ездил в Ильиногорск, чтобы тренироваться и выступать за местную команду в чемпионате Нижегородской области. После одной из игр ко мне подошел Владимир Леонидович Дергач, который тогда тренировал арзамасское «Торпедо», и пригласил в свою команду. И я отправился в Арзамас. Провел там сезон. В составе было много молодежи: это и выпускники УОР Сергей Корнев, Алексей Вавилов, и ребята из нижегородской спортшколы №8, которых я знал. Мы вышли во вторую лигу и весной 1992 года поехали на сборы в Сочи.
Тем временем в дзержинском «Химике» поменялось руководство, президентом клуба стал Юрий Александрович Силантьев. Он, прилетев к нам на сборы, стал уговаривать меня перейти в «Химик». Я долго сопротивлялся еще и потому, что с «Торпедо» подписал контракт на три года и там все нормально складывалось, а «Химик» для меня - новый коллектив. Дня три Силантьев меня обхаживал и, в конце концов, надавил через родителей. Папа мне позвонил: «Лёш, я всегда хотел прийти на стадион и на тебя посмотреть в составе «Химика»». Внутри что-то ёкнуло (улыбается).
- В тот период «Химику» не хватало защитников? Почему клубное руководство так активно приглашало вас?
- Наверное, потому, что в дзержинской команде играло много возрастных футболистов. Тому же Галееву было уже 34 года. Перешагнули 30-летнюю отметку Павел Николаев, Игорь Шагин, Василий Виноградов, Юрий Терехин… Новый президент клуба понимал, что надо омолаживать коллектив. В итоге, сначала пришел я, потом из Арзамаса «выдернули» Алексея Вавилова, пригласили молодых ребят из Нижнего Новгорода.
- Кроме «Химика», вы выступали за уренский «Энергетик» и «Локомотив-НН». Почему понадобилось уходить из дзержинской команды, и оправдали ли себя эти «командировки»?
- Если говорить о переходе в «Энергетик», то он себя, считаю, оправдал. Известно, что у профессиональных спортсменов игровой век не такой большой, и мы пытаемся заработать средства, чтобы обеспечить свою семью. На тот момент в «Химике» с деньгами было очень плохо, прямо караул. Мы спасались за счет того, что на «Заводе имени Свердлова», который финансировал команду, нам выдавали «бумажки» на определенную сумму, которые можно было отоварить продуктами в «свердловских» магазинах. И плюс можно было в счет зарплаты приобрести бытовую технику, которая изготавливалась на предприятии. Стиральные машины, электрочайники и прочее - этим я тогда обеспечил всех родственников (улыбается).
В «Энергетик» зимой 1998 года меня позвал Виктор Федорович Павлюков. Пять сезонов в Урене запомнились прекрасной атмосферой. Городок с 13-тысячным населением был без ума от футбола, на домашних матчах - настоящий ажиотаж. В общем, прекрасные моменты из моей футбольной жизни.
- Почему же в 1999 году вам понадобилось вернуться на один сезон в «Химик»?
- Первый контракт с «Энергетиком» я подписал сроком на три года. Но в 1999 году в нашей семье появился ребенок. Я пришел «на поклон» к главному тренеру: «Виктор Федорович, отпусти на год в Дзержинск! Подниму семью и вернусь». Павлюков пошел навстречу, клубы договорились, что «Энергетик» отдаст меня в аренду «Химику» на год…
- С «Энергетиком» вам доводилось играть против «Химика». Как себя чувствовали в этих матчах?
- Мотивация была запредельная. В футболе есть такая поговорка: «Друзья друзьями, но на поле друзей нет!» Нас всегда учили: вышел играть - забудь обо всем, ты должен выкладываться, в какой бы команде ни играл. Понятно, что в «Химике» у меня были друзья, с которыми вырос, учился в спортинтернате. Во время матчей «Химик» - «Энергетик» у нас порой дело доходило до драки. Все думали, что мы продолжим выяснение отношений и после игры, а мы с ребятами уходили, обнявшись, продолжали дружить семьями, вместе гуляли и отдыхали с детьми. То есть мотивация была не столько в том, чтобы что-то кому-то доказать - все сражались за престиж.
Не секрет, что раньше для любой команды считалось престижным обыграть «Химик», в каком бы состоянии он ни был. Поэтому настрой был сумасшедший, и игры складывались непросто. Помню, один год «Химик» боролся за выживание, а «Энергетик» шел в первой тройке, но матчи с дзержинцами очень сложные были. А в 2001 году у «Химика» появился спонсор - компания «Сибур-Нефтехим», пошли денежные вливания, пришли довольно качественные футболисты. Вот тогда особенно интересно было играть против «Химика», и у нас были серьезные «зарубы». Правда, сотрудничество футбольного клуба с «Сибуром» быстро закончилось.
- Вернемся к вашим «командировкам»: у перехода в «Локомотив-НН» тоже была финансовая составляющая?
- В 2004 году «Химик» играл в третьей (любительской) лиге. В нашем регионе из профессиональных остались только два клуба - «Энергетик» и «Локомотив-НН». Мне было уже 30, я понимал, что впереди год-два, и придется заканчивать, потому что активные выступления здоровья не прибавили. В отпуске после сезона-2003 поступило приглашение от руководства «Локомотива-НН», предложившего хорошие подъемные и зарплату выше, чем в «Энергетике». Поехал к Павлюкову, мы с ним целую неделю обсуждали ситуацию. В итоге, «Локомотив-НН» меня забрал в обмен на Александра Шарова и Сергея Родионова, которые тогда принадлежали «железнодорожникам».
Оглядываясь назад, считаю, что совершил ошибку, уйдя из «Энергетика» в тот момент. В «Локомотиве-НН» со мной поступили непорядочно, и, отыграв первый круг, я ушел. Было предложение от кировского «Динамо» (команду тренировал Виктор Лазаревич Зайденберг). Туда как раз Александр Тузиков тоже собирался. Я сначала «загорелся», но Салават Асхатович Галеев, возглавлявший тренерский штаб «Химика», попросил помочь дзержинской команде. Раньше по регламенту футболист имел право выступать в любительской лиге только через месяц после последнего матча, проведенного на профессиональном уровне. Вот я месяц просто бегал, тренировался, потом вторую половину сезона выступал за «Химик».
А потом, в зимнее межсезонье, поехал в Оренбург. Команда «Газовик» играла во второй лиге, ставилась задача по выходу в первый дивизион. В декабре провел месяц на сборах, потом еще три недели после Нового года тренировался в Оренбурге и уже подписал с клубом предварительный контракт. В принципе, меня там все устраивало. Думал: годик поиграю и домой. А тут неожиданно позвонил из Дзержинска Владимир Алексеевич Давыденко: «Алексей, может быть, дома поиграешь? Подумай». Я прикинул: от дома до Оренбурга более тысячи километров. И еще, я как раз развелся с первой женой, познакомился со второй (будущей), мы уже жили вместе, но она осталась в Дзержинске. Понятно, ежедневно созванивались, она тоже была за то, чтобы я вернулся. В общем, все вместе - Давиденко, Галеев и мои близкие - убедили меня продолжить карьеру в «Химике». На сборы в Турцию с «Газовиком» не поехал, в марте вернулся в Дзержинск, отыграл в родной команде полностью сезон-2005, а в следующем году весной закончил.
- По завершении футбольной карьеры был ли выбор, чем заниматься?
- По большому счету, возможности остаться в футболе тогда не было, потому что в городе была команда мастеров «Химик» (третья лига) и спортивные школы еле-еле существовали. Поэтому я ушел работать вообще в другую сферу. Потом Алексей Вавилов открыл в Дзержинске детский футбольный центр «Химик-2008». Он меня года полтора уговаривал пойти туда тренером. Поначалу отказывался, потому что за годы, проведенные в профессиональном футболе, скажем так, насытился этим. А потом футбол все-таки победил. С супругой посоветовались, она говорит: «Я понимаю, что ты без футбола не можешь. Иди тренируй мальчишек».
У Вавилова была частная школа, поэтому свою работу я не бросил. В академию на тренировки приходил в вечернее время, после основной работы. Впрочем, так и по сей день делают многие детские тренеры. Реалии таковы, что зарплата тренера в спортивной школе небольшая, а всем надо кормить семьи, думать об образовании детей. В последнее время я тренировал мальчишек в СШОР «Салют», вел команду ребят 2005 года рождения, и это было тоже по совместительству. А мое полное возвращение в футбол состоялось фактически в этом году. После того, как Андрей Львович Сергеев ушел на пенсию, мне позвонил директор МБУ ДО СШОР «Салют» Андрей Валерьевич Куваев и предложил должность начальника отдела по виду спорта. Поразмыслив, я принял предложение.
- В своей тренерской работе используете что-то из арсенала тренеров, с которыми пересекались, будучи игроком?
- Конечно. Мы же постоянно чему-то учимся. Даже сейчас, когда мне скоро 50 лет, я считаю в порядке вещей подойти к Галееву и спросить что-то, что мне непонятно. Салават Асхатович обязательно подскажет! Вообще, детский тренер играет огромную роль в том, чтобы правильно подвести мальчишек к большому футболу. Парень десять лет занимается в спортивной школе, показывает неплохие результаты, играет на лидирующих позициях, а потом попадает в команду мастеров, где все по-другому. Там не будут разжевывать, куда тебе бежать. Ты пришел в профессиональный коллектив, ты получаешь за свою работу деньги. Тебе нарисовали план на игру, ты знаешь свои функции, и, если их не выполняешь, извини, но будет играть другой. Задача детского тренера сделать все, чтобы в переходной фазе от юношеского ко взрослому футболу его воспитанники не сломались.
А что касается тренерского саморазвития, то мы учимся не только у коллег, но и у своих подопечных мальчишек. Если раньше мне было достаточно позвонить по телефону и проверить электронную почту, то теперь слышу от ребят: «Алексей Валерьевич, надо зарегистрироваться ВКонтакте. Надо скачать видео. Надо загрузить фотки на нашей странице!» Приходится соответствовать (улыбается).
- Ходите ли вы на домашние матчи «Химика»?
- То, что три года назад «Химик» вернулся на профессиональный уровень, важное событие не только для нас, ветеранов дзержинского футбола, но и для всего города. Это событие для тех мальчишек, которых мы воспитываем. Если раньше на тренировках мы прививали им любовь к футболу, и у нас не было того «окошка», в которое они могут попасть, то сейчас это «окошко» есть, оно реальное. За это надо сказать спасибо Андрею Валерьевичу Куваеву, ведь без его усилий и фанатизма в хорошем смысле слова не было бы в Дзержинске профессиональной команды «Химик»! И в спортивной школе «Салют» он проделывает огромный объем работы!
Теперь о посещении домашних матчей. Летом 2021 года, когда командой руководил Виктор Булатов, я начал ходить на футбол, но одна из первых же игр «Химика» - с красноярским «Енисеем-2» - перечеркнула весь мой интерес. При счете 0:1 «Химик» подает угловой на 88-й минуте, игроки разыгрывают мяч, который в итоге оказывается возле своих ворот. И это не потому, что соперник отнял мяч, а за счет своих передач хозяева поля вернули мяч вратарю «Химика»! Для меня это антифутбол. Возможно, я что-то не понимаю в современном футболе, но нас этому не учили, и я не приму это! Есть у тебя силы или нет сил, но надо оказывать давление на соперника, иначе не выиграть!
В прошлом году я ходил на игры «Химика», когда была такая возможность, потому что при раннем начале матчей не всегда удавалось совмещать футбол с работой. А нынешней весной побывал на всех домашних матчах «Химика» за исключением игры с «Машуком-КМВ», которую пропустил по уважительной причине (был с ребятами из СШОР «Салют» на турнире в Ижевске).
- После серии поражений в адрес «Химика» посыпалась критика от болельщиков. Как вы к этому относитесь?
- Это надо пережить. Болельщики смотрят игру, и для них неважно, кто исполнитель на поле - их команда должна победить. Лично мое мнение, команда Сергея Передни показывает хорошие результаты. Имея определенную «обойму» футболистов, главный тренер выжимает из нее по максимуму. Когда «Химик» в прошлом году завоевал путевку в группу «серебро», мы, ветераны, между собой обсуждали перспективы, и многие говорили: «Чтобы достойно выступать в дивизионе «А», надо менять состав процентов на 60, укрепляться». Учитывая, что финансовые возможности ФК «Химик» ограничены, мы имеем то, что есть. Понимаю, как сложно тренерскому штабу настраивать футболистов, игру которых болельщики критикуют, и игроки об этом знают.
Мое мнение, если команда попала в «серебро», то надо за него зацепиться. Это и для юных дзержинских футболистов очень важно. Наличие в городе профессиональной команды дает большой толчок для детей - у них появляется стимул расти и развиваться в этом направлении.Беседовала Нина ШумиловаФото Артема Агаркова