Константин Морозов: «Свой первый контракт подписал в 17 лет!»

    Из девяти новобранцев, пополнивших состав «Химика» в зимнее межсезонье, самым опытным является 31-летний защитник Константин Морозов. Предыдущие два с половиной сезона выпускник академии ФК «Химки» провел в пермском «Амкаре», а еще ранее успел поиграть не только в первой российской лиге, но и в премьер-лиге Армении.

    - Константин, вы родились в Вышнем Волочке. Можно ли назвать этот город футбольным?
    - Думаю, да. Помню, как еще мальчишкой ходил на стадион подавать мячи местной команде мастеров, которая тогда играла во второй лиге. На домашних матчах всегда был полный стадион, и дома команда играла очень хорошо за счет поддержки болельщиков. В Вышнем Волочке любят футбол, вот только, к сожалению, уже стали забывать, что такое вторая лига. В последние годы команда играет в МФФ «Золотое кольцо» и в чемпионате Тверской области.

    - С чего началось ваше увлечение футболом?
    - Во дворе гонял мяч с мальчишками. Видя мой интерес к футболу, папа отвел меня в шесть лет на тренировку, и я начал заниматься с ребятами на год старше. А когда мне было 12, команда старших ребят (1989-1990 годов рождения) из спортивной школы впервые отправилась на сборы к Черному морю. Отец нашел деньги мне на билет, чтобы я тоже поехал на южные сборы. Там как раз тренировались разные возраста из академии московского «Спартака», и наш тренер Николай Иванович Яковлев договорился со спартаковским коллегой, работавшим с ребятами 1991 года рождения, чтобы тот посмотрел меня и еще одного мальчика. Прошла неделя, мы сыграли за спартаковскую команду в контрольном матче, и тренер сказал, что нас берут в академию «Спартака».
    Встал вопрос, где жить в Москве? Мой друг Володя Калинин (он уже завершил профессиональную карьеру, но мы до сих пор общаемся) выбрал спортинтернат, а я поселился у тети (родной сестры моей мамы). Вот так и пошло-поехало.

    - Почему же в итоге вы оказались воспитанником академии ФК «Химки»?
    - В футболе меня с детских лет побросало, будь здоров (улыбается). После года занятий в спартаковской академии мне сказали, что не нужен. Тогда я был маленьким и на самом деле не умел делать многое из того, что умели мои сверстники из Москвы. В академию «Спартака» приезжали ребята намного сильнее меня и физически, и технически. Я люблю и уважаю своего первого тренера, он многому нас научил, но понятно, что уровень футбольного образования в Вышнем Волочке и столице совершенно разный, и подростком я даже не осознавал, какие технические элементы могут исполнять ребята в таком возрасте.
    После академии «Спартака» полтора или два года занимался в академию московского «Динамо». Но тоже пришлось уйти. Из нашего возраста тогда человек семь перешли в футбольную школу «Химок». Собралась хорошая команда. «Химки» играли по Московской области, а мы первыми в истории академии подмосковного клуба попали в группу, где играли команды футбольных школ Москвы! Из того состава за год до выпуска нас четверых взяли в «дубль» главной команды. Не так часто бывает, чтобы в 17 лет игроку предлагали профессиональный контракт!

    - В Википедии о вас написано буквально следующее: «Выступал за различные клубы, меняя их, как правило, раз в полгода или чаще, нигде, кроме «Амкара», не задерживаясь более чем на сезон». Не обидно читать про себя такое?
    - Частая смена клубов - во многом стечение обстоятельств, не всё же от меня зависит. Допустим, в 2009 году главная команда «Химки» вылетела из премьер-лиги, и «дубль» был расформирован… Или взять 2011 год: отправился в ФК «Жемчужина» (Сочи) в молодежную команду. Полгода отыграл за «дубль», меня пригласили в главную команду, которой руководил Станислав Саламович Черчесов. Я тренировался с ними, провел в составе «Жемчужины» товарищескую игру, но клуб закрыли как обанкротившийся…
    Был в моей карьере и такой случай: в Москве организовали клуб «Спарта», собирались заявиться во вторую лигу. Меня пригласили на контракт, а через четыре месяца команда перестала существовать. Чуть позже, в 2013 году, поехал в ФК «Русь» (Санкт-Петербург) - за полгода моего там пребывания игроки получили зарплату за один месяц, и клуб тоже закрылся…
    - Наверное, закрытие (банкротство) клуба - не единственная причина, по которой вы покидали команды?
    - Сразу после «Химок» поехал в казанский «Рубин-2» во вторую лигу, где в свои 18 лет отыграл весь сезон. Там подобрался хороший молодой коллектив, которым руководил Олег Валерьевич Стогов. У нас с тренерским штабом сложились хорошие отношения. Мы неплохо выступили, и клубное руководство пообещало, что главный тренер останется на следующий сезон. Однако приезжаем после отпуска на сбор, Стогова увольняют. Я встал на общем собрании команды и сказал, что тоже ухожу вслед за тренером. В той ситуации, скорее всего, правильнее было бы остаться в команде, ведь я - молодой игрок, мы в структуре ФК «Рубин» (Казань), есть неплохие перспективы. Но внутри меня бушевал протест: обещали одно и обещания не сдержали. Возможно, останься я в «Рубине», все могло сложиться по-другому. Но сложилось так, как сложилось.

    Были ситуации, когда клубное руководство говорило, что я не нужен новому тренеру. Например, в «Армавире» отыграл весь первый круг в сезоне-2015/16, а потом в команде начались серьезные изменения. Вспомню также ФК «Енисей», куда меня пригласил на сборы Андрей Валерьевич Тихонов (мы с ним были знакомы еще по «Спарте», где он был главным тренером). Я успешно прошел просмотр, мне предложили контракт, команда вернулась в Красноярск, и у меня случилась личная беда - двое суток вообще не спал. Так получилось, что мне пришлось уехать… Так что, повторю, не всегда все зависит от игрока и даже от его игры.

    - В 2021 году вы подписали контракт с ФК «Амкар» (Пермь), и со стороны складывалось впечатление, что, наконец-то, нашли свою команду. Было ли так на самом деле?
    - Конечно, да. Скажу так: «Амкар» - самый дорогой мне клуб за всю футбольную карьеру. И очень обидно, что за три сезона мы не решили задачу по выходу в первую лигу! Осознание этого до сих пор сидит в моем сердце острой занозой. В Перми любят свой клуб, все горожане знают, что такое «Амкар». Там хорошие болельщики, и я нигде не ощущал такой поддержки - и себя лично, и команды, как там. Играя за «Амкар», я был счастлив!

    - Тогда не понятно ваше желание уйти из пермского клуба до истечения срока контракта…
    - В «Амкаре» я был одним из лидеров в коллективе, и когда команда осенью вылетела из группы «серебро», я искал в себе мотивацию, думал, как буду играть в дивизионе «Б». В моем понимании, если ты вылетел с этой командой, то должен помочь ей вернуться. Но в группу «серебро» я вернулся без «Амкара». Получилось так, что в команде сменился главный тренер, и за день до начала зимних сборов директор пермского клуба объявил мне: «Тренер не рассчитывает на тебя». Оставшись без команды, я закидывал удочки в разные клубы. В том числе узнал у знакомых ребят номер телефона наставника дзержинского «Химика» Сергея Александровича Передни. Позвонил ему, представился, поговорили. Недели через две он мне перезвонил: «Приезжай!» И я приехал.

    Константин Морозов (с мячом) в матче против ульяновской "Волги"

    - Доводилось ли вам ранее играть против «Химика»?
    - Нет, ни разу. А вот в Дзержинске был однажды. Здесь в «Химике» играл мой друг Ираклий Чежия, и я приезжал к нему в гости. Он показал мне загородную базу «Химика» (тогда она еще была у команды). Это все, что я могу рассказать о Дзержинске. Из футболистов нынешнего состава тоже ни с кем в одной команде не играл, но был знаком с Игорем Беляковым, с которым пересекся в ульяновской «Волге», когда в межсезонье приезжал на сборы и провел там неделю, но потом вернулся в «Амкар». В тот раз одноклубниками мы с Игорем не стали. А теперь играем в одной команде. С остальными ребятами познакомился, приехав в «Химик». Вообще, для меня это никогда не было проблемой, всегда нормально вливаюсь в коллектив.

    - В бытовом плане частая смена городов как вами воспринимается?
    - С этим в Дзержинске чуть сложнее, чем в других городах. «Химик» - одна из немногих команд, где я живу один - на съемной квартире. В других клубах, в том числе в Армении, где я играл сначала за «Улисс», потом за ереванский «Арарат», игроки квартировали либо на базе, либо в гостиницах, то есть все вместе. Находиться в коллективе намного проще - не надо отвлекаться на уборку, стирку, приготовление еды. Для меня это первый подобный опыт. Возможно, кому-то покажется странным услышать такое из уст 31-летнего мужчины, но мне, привыкшему к базам и гостиницам, пока тяжеловато все это дается.

    - А что мешает вам привезти в Дзержинск жену, которая поможет в решении бытовых вопросов?
    - Моя жена работает в Москве, она - тренер по художественной гимнастике. Кстати, в Перми я тоже жил один, и жена с дочкой бывали у меня наездами или я приезжал к ним на выходные. В этом плане из Дзержинска в Москву выбраться еще проще: прыг в поезд, и через несколько часов ты уже там… 
    Беседовала Нина Шумилова
    Фото Артема Агаркова

Спонсоры и партнеры